В современных автомобилях всё больше неразборных узлов. Это выгодно производителям, которые таким образом стремятся больше заработать на продаже запчастей. Оригинальная шаровая опора Мазда 3 БК продаётся только в сборе с рычагом. Но произвести замену шарнира можно и отдельно, при этом можно не ехать в автосервис. При наличии сноровки всё можно сделать самостоятельно.
Симптомы неисправности
При сильном износе шаровой опоры эксплуатация Mazda 3 BK становится опасной. Колесо начинает люфтить относительно рычага. Это сильно сказывается на управляемости. Но ещё хуже, когда повреждён палец шарнира. Он может сломаться или вырваться из седла. Если подобное произойдёт на скорости, последствия могут быть плачевными. Поэтому не надо доводить подвеску до критического состояния. Симптомы, сигнализирующие о неисправности шаровой опоры Мазда 3, заметит даже неопытный водитель:
При движении слышатся посторонние стуки в районе колёс Mazda 3 BK. Явственно лязг металла ощущается при наезде на ямы, лежачие полицейские или в поворотах. Причём это не зависит от скорости. Чаще подобное происходит с нагруженной машиной. Исключением может стать стук зимой во время сильных морозов, когда замерзает смазка внутри узла. Но в этом случае постукивание прекращается после того, как деталь разогреется.
Изменились характеристики сход-развала Мазда 3. На глаз это определить не получится, поможет только замер на стенде в автосервисе. Косвенно нарушение развала-схождения можно заметить по неравномерному износу покрышек.
При движении по ровной прямой дороге приходится постоянно подруливать. Мазда 3 БК рыскает из стороны в сторону.
Во время поворотов в районе передних колёс слышится скрип. Подобный звук может сигнализировать не только о неисправности шаровой опоры, но и о проблемах с рулевой рейкой или гидроусилителем.
Если шаровая изношена, колесо смещается от вертикального положения. Из-за этого неравномерно изнашивается покрышка Mazda 3 BK. Это видно визуально. Обычно стирается внутренняя часть протектора.
Во время торможения авто тянет в бок. Отклонение направлено в сторону повреждённой шаровой Мазда 3 BK. При этом можно услышать щёлкающие звуки в районе передней подвески.
Все эти признаки могут говорить не только об износе шаровой опоры Мазда 3 БК, но и о других проблемах в ходовой части. Поэтому следует провести комплексную диагностику всех элементов подвески.
Проверка шаровой Mazda 3 BK
Определить неисправность шаровой опоры Mazda 3 BK можно самостоятельно. Для этого понадобится только монтажка. Кроме этого желательно, но не обязательно установить машину над ямой или на эстакаде и иметь рядом помощника, который хотя бы знает, как называется тот или иной элемент подвески и знаком с принципом её действия.
Для начала надо понять точно ли стуки доносятся из шаровой опоры Mazda 3 BK. Для этого один человек должен раскачивать влево-вправо стоящую на земле машину, а второй, прислушавшись, должен определить, откуда доносится звук. Это самый простой способ проверки, но не всегда эффективный.
Иногда раскачивание не даёт результата, тогда можно поступить другим образом. Надо поддомкратить Мазда 3 1 поколения с нужной стороны. Помощник должен сесть в машину и нажать педаль тормоза, чтобы исключить возможный люфт ступичного подшипника. Ваша же задача — раскачать вывешенное колесо в поперечном направлении. Если почувствуете люфт и лязганье или стук — шаровая Мазда 3 БК изношена и требует замены.
Ещё точнее можно проверить шаровую опору, используя монтировку. Колесо должно быть вывешено. Плоскую часть монтировки просуньте между поворотной цапфой и передним рычагом. Попросите помощника медленно повращать руль, а сами в это время давите на инструмент, сопротивляясь поворотам. Если есть люфт, то вы его ощутите. Тоже можно проделать без вращения рулём, в том случае, если шарнир уже сильно изношен.
Артикулы
Производитель не предусматривает замену шаровой опоры на Mazda 3 отдельно. Рекомендуется менять рычаг в сборе. Поэтому оригинальный шарнир найти в продаже почти не возможно, но есть варианты от других производителей, которые подходят для замены. Вот артикулы самых распространённых шаровых опор для Мазда 3 БК:
- TRW JBJ822;
- NIPPARTS N4863022;
- STELLOX 52-71011A-SX;
- AYWIPARTS AW1320194LR;
- MILES DB35061;
- ASVA 0520-MZ3.
Можно поступить проще, поменяв рычаги в сборе. В этом случае времени на ремонт тратится меньше, не надо перепрессовать шаровую, но придётся потратиться. Оригинальные передние рычаги для Mazda 3 BK имеют следующие каталожные номера: C513-34-300 (правый) и C513-34-350 (левый). Есть варианты рычагов и от сторонних производителей.
Артикулы передних правых:
- HANSE HA 812 218;
- LEMFORDER 35907 01;
- RTS 96-08008-1;
- TRW JTC7562;
- ASHIKA 72-03-316R;
- STELLOX 57-71072A-SX.
Артикулы передних левых для Мазда 3 БК:
- HANSE HA 811 217;
- LEMFORDER 35906 01;
- RTS 96-08008-2;
- TRW JTC7563;
- ASHIKA 72-03-316L;
- STELLOX 57-71071-SX.
Размеры шаровых
Выбирая шаровую опору для Мазда 3 БК полезно знать точные размеры, как детали, так и её посадочного места. Сначала о параметрах оригинальных деталей:
- диаметр пальца = 18 мм;
- диаметр основной части (посадочного места) = 42,5 мм;
- диаметр отверстия в рычаге под шаровую опору Мазда 3 БК после демонтажа = 42,0-42,1 мм;
- диаметр пальца в канавке (минимальный) = 15 мм;
- диаметр канавки = 12,5 мм.
Размер посадочного места неоригинальных деталей может отличаться в большую или меньшую сторону. Он варьируется от 42 до 42,8 мм.
Оригинальный рычаг Mazda 3 BK сделан из металла толщиной 2 мм. Если выбивать шаровое соединение молотком, металл вытягивается, конфигурация посадочного отверстия меняется, оно увеличивается в размере. Поэтому демонтировать и устанавливать на место шаровую можно только с помощью пресса и оправок. Причём прессовать надо тоже аккуратно, стараясь сделать посадку соосной. Молотком лучше не забивать – это снижает срок службы детали.
Не забывайте тщательно очищать посадочное место внутри рычага, следите, чтобы пыльник стал ровно и без перекосов.
Замена шаровой опоры Мазда 3 БК
Для работы понадобится два гаечных ключа на 15 и на 18, а для выпрессовки пальца шаровой – специальный съёмник. Плюс к этому не помешает запастись ВД-шкой, болты в подвеске почти наверняка будут закисшими.
Замена шаровой Mazda 3 BK осуществляется так:
- Активируйте ручник, поставьте под колёса задней оси противооткатные «башмаки» и поддомкратьте переднюю часть Мазда 3 1 поколения.
- Снимите колесо. Ослаблять и затягивать крепление колеса необходимо на ещё не поднятом автомобиле.
- Установите под днище Мазда 3 надёжные упоры, чтобы исключить его падение с домкрата.
- Открутите гайку, которой крепится палец шаровой.
- Выпрессуйте палец с помощью съёмника шаровых шарниров.
- Открутите и извлеките болты, которыми крепится рычаг Mazda 3 (один спереди и два сзади).
- Снимите рычажный элемент в сборе с шаровым шарниром.
- Выпрессовывать и запрессовывать обратно опору из рычага лучше прессом и оправками. Если делать это молотком, может повредиться посадочное место.
- Поменяв износившуюся деталь, соберите всё на свои места в обратном снятию порядке. Но окончательно болты крепления рычага не затягивайте.
- Опустите Mazda 3 I с домкрата на землю и покачайте его с силой из стороны в сторону. Только после этого протяните все крепления, соблюдая момент затяжки.
После любого ремонта подвески Mazda 3 необходимо проверять углы схождения и развала колёс. При необходимости их отрегулировать. Для этого лучше съездить в автосервис.
Официально отдельная замена шаровой Мазда 3 БК не предусмотрена. В сервисах компании Mazda меняют деталь вместе с рычагом. Но всё же узел можно разобрать. Это позволяет сэкономить на рычажных элементах, которые стоят немало. При этом следует помнить, что со временем посадочное место в рычаге разбивается. Поэтому рано или поздно вам потребуется сменить весь узел.