В этом обзоре оценим долговечность, надежность и добротность Мазда 3 1-о поколения. А помните, как продавалась Мазда 3 первого поколения? Весь этот «Zoom-Zoom», который олицетворял молодежность и веселый характер этого конкурента Гольф и Фокус.
Загрузка ...
Мазда 3 BK: общая информация
До обновления 2003-2006
Если разобраться, то скучный и вечно правильный Гольф 5-го поколения или седан Jetta 5, который, как Мазда 3 БК выпускали с 2003 года, предлагали гораздо больше вариантов бензиновых и дизельных двигателей. Моторы Volkswagen были мощнее, появилось много турбированных версий. В те же самые годы «Гольф» давно распрощался с четырехступенчатыми автоматами, шестиступенчатыми гидроавтоматами и даже семиступенчатыми ДСГ.
В общем, как ни крути, но передовым представителям C-класса Мазду 3 1-о поколения назвать было нельзя.
После обновления 2006-2009
Да, японская надежность, приправленная атмосферными двигателями и старыми четырехступенчатыми КПП, у нее были. А вот Мазда 3 MPS с мотором 2.3 турбо – это совсем другая песня с куплетом про ненадежный мотор.
Обычная Mazda 3 BK надежна. Первые, вторые и третьи владельцы ездили на этих машинах по 200 тысяч километров и никаких бед не знали. Атмосферные двигатели не ели масло, не растягивали цепи, многие владельцы даже не знали про отсутствие гидрокомпенсаторов у японских двигателей.
Но значит ли это, что надежность Мазда протянет 500 тысяч километров? Сейчас будем разбираться, отчего страдают Мазды 3 1-о поколения.
Кузов
Кузовной металл никогда не был сильной стороной Мазда. Всё ржавеет достаточно быстро. На сегодня Mazda 3 BK делятся на две категории: ржавые и те, на которые владелец потратил время и средства для борьбы с коррозией.
И речь идет не о безобидной ржавчине на колесных арках или на краях дверей, а всё гораздо глубже. До дыр ржавеют пороги, пол кузова под ковролином, ниши запаски, подрамники и точки их крепления к кузову, даже покрытые пленкой рамки боковых дверей. Участки на уровне боковых стекол вспучиваются из-за внутренней коррозии. Влага попадает внутрь оконных рамок через отверстие под клипсы резинового уплотнения.
А у хэтчбэков Mazda 3 1-о поколения чудесным образом протирается, как минимум, до грунта краска вверху проема багажной двери, то есть на полке под крышей, на которую крепятся петли этой двери.
Скрипы в задней части
У седанов Мазда 3 БК к пробегу в 150 тысяч км появляется непонятный скрип в задней части салона. Так вот, этот скрип издают стальные детали в задней части, которые формируют заднюю полку.
Эта часть кузова позади спинок задних сидений, то есть арка под задним стеклом, верхняя часть багажника. Если снять задние сидения, убрать обшивку из багажника, то на этой полке и арке можно обнаружить не только здоровенные зазоры между деталями, но даже сантиметровые трещины между кузовными деталями, поперечинами и порванные точки сварки. В общем, в этом месте просто не хватает жесткости, а люфтящие детали начинают скрипеть.
Если скрип очень мешает, то вот эти детали можно просверлить насквозь и стянуть болтами. Также, если есть возможность, можно заварить эти детали. А если зазоры небольшие, то можно набить в них пластиковые чопики или дюбели. На пару лет этого может хватить.
Еще скрип в задней части салона может исходить от пластиковых упоров, которыми отрегулировано положение заднего стекла. Чтобы добраться до них, нужно опустить обшивку потолка в его задней части. Для этого снимаются потолочные ручки и несколько фиксаторов. Упоры под задним стеклом будут хорошо видны, они белые. Их нужно срезать и полностью убрать. Стекло же будет нормально держаться на своем месте.
Оптика
У хэтчбэков Mazda 3 BK и реже у седанов оплавляются красные плафоны – светофильтры стоп-сигналов. Оригинальная лампочка для стоп-сигналов очень мощная и горячая. Ее жар настолько оплавляет светофильтры, что они буквально стекают сосульками и лопаются. Через трещины, пробивается яркий свет нити накаливания.
Проще всего вместо ламп накаливания установить светодиодные лампочки. Можно поставить сразу светодиоды красного света и удалить поврежденный светофильтр. Но есть еще более дорогое решение – это установить оригинальные фонари светодиодные. Такие шли в комплектации Sport.
Если в задних фонарях Мазда 3 1-о поколения собирается вода, то просто замените иссохший уплотнитель между ними и кузовом. Также из-за того, что высыхает уплотнитель, вода попадает в багажник, а затем стекает в нишу под запаску. Еще места проникновения воды – это лопнувшая гофра проводов, а также высохший герметик между панелями в задней части кузова.
Еще в этой гофре в седанах частенько лопаются провода, и после этого перестают работать фонари, подсветка, которая находится в багажнике, а также кнопка открывания багажника перестает работать, если ее провод треснул.
Противотуманные фары Мазда 3 БК расположены низко в бампере. Их плафоны хрупкие и легко пробиваются камнями, поэтому лучше их защитить антигравийной пленкой.
Иные проблемы
У многих Mazda 3 BK передний бампер провисает по центру, и увеличивается зазор между капотом и решеткой радиатора. В этом случае надо менять центральные кронштейны, либо же соорудить более надежное решение из стяжек и стальной полосы.
Частенько передний бампер начинает оттопыриваться вдоль стыка с крыльями. Здесь отламываются усики у кронштейнов, а также лопаются ушки на бампере. Кронштейны нужно менять на новые, а порванные отверстия в бампере можно отремонтировать пайкой пластика.
С завода на Мазда 3 БК устанавливали локеры из ворса. В народе их еще называют валенками. Они намокают и еще усугубляют все проблемы по коррозии. Поэтому лучше их заменить на неоригинальные пластиковые.
У Mazda 3 BK быстро изнашиваются ограничители дверей. Передние и задние стоят по 25 долларов. Есть также неоригинальный ремкомплект, который состоит из двух сухарей, стоимость 12 долларов. При умелых руках можно все разобрать и починить самостоятельно.
Салон
Нередко у Мазда 3 БК барахлит блок стеклоподъемников на водительской двери. В этом случае его просто надо заменить на новый.
Скрипящий и свистящий вентилятор печки Мазда 3 2003-2009 поддается чистке и смазке. Однако, если это не поможет, то лучше раскошелиться на оригинал. Он стоит $300. Аналоги есть в 5 раз дешевле, но они качества ниже среднего.
Двигатели
Мазда 3 1-о поколения оснащалась двигателями рабочим объемом от 1,3 до 2,3 литра. Версии 1,3 предназначались для восточного рынка, а атмосферный 2,3 — для рынка США. Еще есть заряженная версия MPS с 2,3 литровым турбированным мотором.
Но чаще всего Мазды 3 1-о поколения у нас встречаются с двигателями 1,6 (Z6) и 2,0 (LF17) литра.
Бензиновый 1,6 (Z6)
Мотор 1,6 выдает 105 л.с, но бодро возит. У этого двигателя легкосплавный блок цилиндров с чугунными гильзами, вполне долговечная зубчатая цепь ГРМ и живучий фазовращатель. Гидрокомпенсаторов в приводе клапанов нет, во впускном коллекторе есть заслонки турбулизации.
Буквально на всех моторах Z6 эти заслонки начинали греметь. Неопытные владельцы и сервисмены приговаривали этот двигатель к капитальному ремонту, считая, что стучат шатуны и клапаны. Или вообще всё что угодно в железе этого двигателя.
На самом деле стук элементарно устраняется подкладыванием шайбы под шестерню на оси заслонок, то есть под ее актуатором.
При нормальном обслуживании этот простенький двигатель Мазда 3 БК без проблем пройдет более 500 тысяч километров. И даже не будет есть масло. Правда на 250 тыс. придется поменять цепь ГРМ.
Если двигатель эксплуатируется на бензине, то о регулировке тепловых зазоров толкателями можно не беспокоиться. Их надо проверять при помощи щупа каждые 80 тыс. км. Проверка тепловых зазоров избавит вас от проблем в будущем с пропусками зажигания.
Бензиновый 2,0 (LF17)
А вот двухлитровый двигатель под капотами Mazda 3 – это распространенный агрегат серии LF, который устанавливали не только на Mazda, но и на Ford и Volvo.
Формально этот двигатель сделан так же, как и младший 1,6. Алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами, цепь Морзе в приводе клапанов, нет гидрокомпенсаторов, фазовращателей тоже нет. Зато в впускном коллекторе есть и заслонки для создания вихря в цилиндрах, и заслонка изменения длины впускного коллектора.
У этого агрегата слабенький термостат, из-за неисправности которого двигатель медленно прогревается. Также есть проблема в системе охлаждения — слабенький патрубок с разветвителем. Замените его на дюралевый, который устанавливали на Mazda 6, и меняйте его с правильной прокладкой.
Проблемы с лямбдa-зондом у этого двигателя Мазда 3 БК связаны с перетиранием проводов на зонд. Обратите внимание вот на этот разъем, который закреплен на металлической площадке напротив маслозаливной горловины. Край площадки перетирает и защиту, и провода, и появляются проблемы с первым лямбда-зондом.
Заслонки впускного коллектора тоже способны производить посторонний шум при износе, а при отказе электровакуумного клапана появляются соответствующие ошибки.
Самое главное, что нужно знать о бензиновом моторе 2,0 Мазда 3 БК, так это о его страсти к жору масла. Чем больше владелец экономит на моторном масле, тем больше шансов столкнуться с залеганием поршневых колец. Кстати, в этом случае, иногда, помогает раскоксовка.
Атмосферный и турбо 2,3
2,3-литровый мотор (L3C1) на привезенных из США Mazda 3 BK – это старший брат двухлитрового двигателя. Но с одним фазовращателем. Вообще, его взяли от первой Mazda 6. Проблемы всё те же – заслонки впускного коллектора, патрубок и жор масла.
Худший двигатель на Mazda 3 BK был самой мощной версии MPS. Это 2,3-литровый турбо (L3KG). Немало энтузиастов потратили много денег на его капремонт и замену. Хотя у адекватных владельцев этот двигатель служил долго.
Дизеля
Дизельные Mazda 3 BK не такая уж и редкость. Такие экземпляры привозили к нам из Европы.
Под капотом у них известный поклонникам Peugeot и Citroёn дизельный 1.6 (Y601)HDI или DV6. Это очень хороший надёжный двигатель. У него есть турбина, у него алюминиевый блок цилиндров, зубчатый ремень в приводе ГРМ, гидрокомпенсаторы тоже есть. Это очень хороший мотор без явных проблем и болячек.
Механические коробки
У 5-ступенчатых МКПП Mazda слабовата третья передача. Дело в том, что её шестерня состоит из двух шестерён, которые скреплены между собой шлицами. При агрессивной езде на 2-литровых моторах шлицы обрывают, и третья передача исчезает на совсем.
Хруст при переключении передач у 5-и 6-и ступенчатых МКПП Mazda 3 говорит об износе синхронизаторов. Как правило, это происходит на 2-й, 3-й и 4-й передачах.
Тугое включение передач возникает обычно при износе и коррозии тросов от рычага кулис. Смазка этих тросов и кулисы обычно возвращает прежнюю лёгкость включения.
АКПП
До 2006 года Mazda 3 довольствовалась старой 4-ступенчатой АКПП. Она не торопливая, но очень надежная. После 2006 устанавливали 5АКПП.
4АКПП
Четырех ступенчатая коробка (4F27E) отправлялась на ремонт после сногсшибательных пробегов из-за износа задней крышки. Там есть распределитель подачи масла, именно он и изнашивается. После этого пропадает 3-я и 4-я передачи.
Чтобы отремонтировать эту трансмиссию, достаточно приехать на СТО либо же на ЯМУ, снять эту крышку. Эта крышка снимается без снятия АКПП и заменить ее. Стоит она примерно 200-300$.
Но и другие ремонты у этой трансмиссии тоже не такие уж и сложные. Часто эта 4-ступенчатая АКПП пинается с первой передачи на вторую. Эта проблема легко устраняется извне подбором более длинного регулировочного болта тормозной ленты.
Эти болты существуют в размерах от 36 до 39 мм c шагом в 0,5 мм. Есть и несколько вариантов шагом в 0,25 мм. Этот болт находится в корпусе АКПП под воздушным фильтром. Как правило, для регулировки подходят болты 4 или 5 размеров. Нужно закручивать новые и чуть более длинные болты, а затем оценить плавность переключения с первой на вторую. Обычно удается достичь практически незаметных переключений.
Фильтр этой трансмиссии находится в поддоне, поэтому менять его можно без проблем при замене масла. Правда, поддон уплотняется не на прокладку, а герметиком. Его надо будет аккуратно нанести.
Для частичной замены масла в этой трансмиссии надо будет 5 литров смазки типа Dexron 6 или Merkon LV.