Глобальное обновление модельного ряда, начавшееся в начале двухтысячных годов, требовало разработки соответствующих силовых установок. Двигатель Z6 создавался специально для Mazda 3. Он прожил на конвейере долгую жизнь, выпускался с 2003 до 2019 года и устанавливался на первые поколения третьей модели. Мотор Мазда 1.6 принадлежит к серии Z-engine.
История создания и производства
Родословная ДВС Mazda 1.6 Z6 уходит корнями в 1994 год. Именно тогда появилась серия Z, к которой он относится. Она объединяет семь бензиновых 16-клапанных двигателей с рабочим объёмом 1,3-1,6 литра. Первенцем семейства был 1,5-литровый агрегат, который устанавливали на Мазда 323.
Основой для двигателя Z6 стал такой же по объёму ZM-DE, выпускавшийся с 1998 по 2003 год. Его сильно модернизировали. Блок из чугуна стал алюминиевым. Зубчатый ремень в приводе ГРМ сменился на пластинчатую цепь. Кроме этого установили фазовращатель и изменили впускную систему. Такой же переделке подверглись 2 других мотора серии Z – 1,3-литровый ZJ и 1,5-литровый ZY.
Технические характеристики двигателя Мазда Z6
Если быть точным, то объём этого мотора Мазда не 1.6 литра, а 1598 см³. Рядный 4-цилиндровый блок и его 16-клапанная головка отлиты из алюминия. Распределительных валов – два, они приводятся в движение цепным приводом. Гидрокомпенсаторы не предусмотрены конструкцией. Система питания распределённого впрыска, на впуске установлен фазорегулятор S-VT.
Основные параметры двигателя Mazda Z6:
- мощность – 105 л.с.;
- момент – 145 Нм;
- степень сжатия – 10;
- диаметр цилиндра – 78 мм;
- ход поршня – 83,6 мм;
- топливо – бензин АИ-95;
- класс экологии – Euro 4, Euro 5;
средний ресурс – 250 тыс. км.
Расход топлива
Потребление бензина двигателем Z6 на седане Mazda 3 1 поколения с 4-диапазонной автоматической трансмиссией:
- город – 10 л;
- трасса – 6,2 л;
- смешанный – 7,6 л.
Расход топлива мотором на Мазда 3 2 поколения с 5-ступенчатой механической коробкой:
- городской режим – 8,4 л;
- загородный – 5,2 л;
- смешанный – 6,4 л.
Минусы, проблемы и слабые места мотора Z6
Решили приобрести на вторичном рынке Мазда 3 с двигателем Z6? Тогда вам полезно будет знать, какие поломки с ним могут произойти:
- Иногда начинают плавать обороты. Скорее всего, в этом будет виновата прокладка на впускном коллекторе. Со временем она рассыхается и начинает пропускать лишний воздух в систему.
- Если к плавающим оборотам прибавляется детонация, снижение тяги, а мотор 1.6 Мазда часто глохнет – дело в клапане EGR. Из-за некачественного бензина на нём образуется нагар, который приводит к зависанию или неплотному закрытию клапана. Вообще ЕГР – штука малополезная, установленная ради повышения экологичности и не влияющая на мощностные показатели. Поэтому при возникновении проблемы клапан можно заглушить полностью и ездить дальше.
- Слышите цоканье клапанов? Значит пришла пора их регулировки. Гидрокомпенсаторов у двигателя Z6, поэтому процесс приходится делать вручную.
- Услышав стуки из поршневой группы лучше поехать на диагностику, чтобы выявить возможные неисправности. Шум может доноситься от вкладышей или поршней.
- Стрекочущий звук, стуки и «дизеление» могут означать неисправность заслонок во впускном коллекторе. Их можно отремонтировать или заменить весь узел в сборе.
- Из-за разрушения подушек двигателя возникают чрезмерные вибрации – лечится заменой опор.
К минусам Z6 можно отнести его слабоватую тягу на низких оборотах. Сам по себе ДВС достойный и служит не меньше, чем конкуренты.
Ресурс правой опоры
Раньше других на двигателе Z6 из строя выходит правая опора. Усложнённая гидравлическая конструкция делает её недолговечной. По отзывам владельцев Мазда 3, срок службы детали составляет 50-60 тыс. км. К этому пробегу подушка изнашивается, становится не герметичной и гидравлическая жидкость вытекает. Поломка даст о себе знать усилившейся вибрацией. Причём трясти кузов может как при работе двигателя в холостую, так и при скоростной езде. Вдобавок к этому бывает, что появляются толчки во время переключения передач.
Визуально определить вытекшую подушку можно, если замерить расстояние между ней и кронштейном двигателя. Если получилось менее 5-6 мм или вообще детали касаются друг друга – пора менять. Покупать лучше оригинальную опору – в этом случае можно быть уверенным, что она отходит несколько десятков тысяч километров. Её артикул: ВЕА239060.
Дроссельная заслонка и EGR
С самой дроссельной заслонкой на моторе Z6 обычно проблем не бывает. Но иногда сдаётся её прокладка и начинает пропускать лишний воздух. Из-за этого на холостом ходу начинают плавать или повышаются обороты. К дроссельной заслонке подходит трубка, по которой движется антифриз, подогревая узел. Редко, но всё же бывает, что в канале внутри корпуса образуется трещина, начинает подтекать охлаждающая жидкость. Чтобы устранить проблему, приходится менять узел или пытаться его залатать.
До весны 2005 года двигатели Мазда Z6 выпускались с клапаном EGR. Топливо плохого качества оставляет на нём налёт сажи, который мешает нормальной работе и способствует подклиниванию. Если это происходит, в блоке управления фиксируется ошибка 0401. Разрешить ситуацию поможет простая чистка. Клапан легко демонтируется и устанавливается на место.
Слабости впускного коллектора мотора Z6
Впускной коллектор мотора 1.6 Мазда нельзя назвать слабым местом. Но всё же он имеет свою мелкую болячку. Здесь есть механизм, изменяющий длину впуска. Длина впускных каналов переключается заслонкой, которой управляет электрический моторчик. Ось заслонки со временем подтачивает своё посадочное место и начинает болтаться в нём. Из-за этого во время работы впускного коллектора двигателя Z6 доносится стук или стрекотание.
Люфт можно устранить без серьёзных трат. Для этого под осевую шестерню надо подложить шайбы из резины или пластика. Можно пойти другим путём и добавить пружину подходящего размера с той стороны, где находится электромотор. После таких манипуляций люфт исчезнет и стрёкот двигателя Z6 прекратится.
Обслуживание
Чтобы узнать сроки обслуживания двигателя Z6, достаточно заглянуть регламент ТО для Мазда 3 (BL) и отметить для себя все, что касается силовой установки.
Масло и масляный фильтр — замена каждые 15 тыс. км (лучше сократить до 10,000). Понадобится 3,9 литра оригинальной смазки Mazda Dexelia Ultra 5W-30. Её легко найти в продаже используя артикул 830077280 (канистра 5 л) или 830077279 (1 л). Масляный фильтр двигателя Z6 от Мазда бьётся в поисковике по номеру B6Y1143029A. Шайба сливной пробки – 995641400.
Раз в 30 000 км меняют свечи зажигания (BP0118110) и топливный фильтр (Z60520490B). Через 45 тыс. км. в моторе понадобится проверить зазор клапанов и заменить воздушный фильтр (ZJ0113Z409A).
В системе охлаждения используется охлаждающая жидкость Longlife Fl22 (артикул 5-литровой канистры антифриза Mazda C122CL005A4X). Первая замена «охлаждайки» происходит на пробеге 195 000 или через 11 лет эксплуатации. После этого срок уменьшается до 90 000 км или 4 лет.
Отзывы
Оставляйте свои мнения, отзывы о двигателе Mazda Z6 в комментариях.
Спасибо.
Отзывы мы взяли с сайта drom.ru
Двигатель Z6 уже снят с производства. Сейчас на автомобилях Mazda правит бал другая современная линейка силовых агрегатов. Место мотора 1.6 под капотом Мазда занял Skyactiv 1.5 л. Но Z6 ещё долго будет встречаться на машинах, продаваемых на вторичном рынке.
Расход топлива после замены ZM DE на Z6 увеличился с 8,6 до 12,4 л, с чем это может быть связано?