Двигатель F9Q — 1.9 DCI Renault

dvigatel-f9q-870 Renault

Двигатель F9Q – это дизельная силовая установка объемом 1,9 литра, выпускавшаяся компанией Renault с 1998 по 2012 год. ДВС ставился не только на автомобили марки Рено, его можно встретить на японских Сузуки и Митцубиси, а также на шведском Вольво. Мотор за свою историю претерпел ряд модификаций, направленных на то, чтобы соответствовать экологическим стандартам.

Характеристики двигателя F9Q

Мотор выпускался достаточно долго, как водится у Рено было множество модификаций. Приведем характеристики трех генераций двигателя. В целом ДВС с маркировкой F9Q можно отнести к числу надежных агрегатов с повышенным ресурсом.

Обзоры на другие двигатели Рено 

1998-2006

Первое поколение 1,9-литровых дизельных двигателей Рено F9Q обладало следующими техническими характеристиками:

dvigatel-f9q-870
(Ссылка на источник фото)
  • материал блока цилиндров – чугун;
  • диаметр цилиндра – 80 мм;
  • ход поршня – 93 мм;
  • количество клапанов на цилиндр – 2;
  • используемая турбина – KKK K03;
  • рабочая температура мотора – 90 градусов;
  • привод ГРМ – ременной;
  • примерный ресурс – свыше 300 тыс. км.

2005-2009

Второе поколение моторов F9Q обладало следующими параметрами:

pod-kapotom-f9q
(Ссылка на источник фото)
  • чугунный блок цилиндров;
  • диаметр цилиндра – 80 мм;
  • ход поршня – 93 мм;
  • общее число клапанов – 8 (по 2 на каждый цилиндр);
  • турбина – Garrett GT1549S;
  • рабочая температура – 90 градусов;
  • привод ГРМ – ремень;

примерный ресурс – свыше 300 тыс. км.

2008-2012

Дизельный двигатель третьей генерации стал мощнее своих предшественников, хотя ряд характеристик остался неизменным. Параметры силовой установки 1.9 dci F9Q:

dvigatel-renault-f9q-foto

  • блок цилиндров из чугуна;
  • диаметр цилиндра – 80 мм;
  • ход поршня – 93 мм;
  • клапанов на цилиндр – 2;
  • турбина с изменяемой геометрией – Garrett GT1746V;
  • рабочая температура – 90 градусов;
  • привод ГРМ – ремень;

примерный ресурс – больше 300 тыс. км.

Расход топлива

Количество потребляемого топлива на 100 км пробега зависит от модели авто и типа коробки передач. Расход топлива на примере Рено Меган 2 поколения с 4АКПП выглядит следующим образом:

bf399c6b4ba5.jpg

  • в городской черте – 9 л;
  • за городом – 5,2 л;
  • в смешанном цикле – 6,6 л.

Расход топлива двигателя F9Q на примере Рено Трафик с 6МКПП выглядит так:

  • город – 9,3 л;
  • трасса – 6,8 л;
  • средние значения – 7,7 л.

Модификации мотора

Двигатель F9Q имел множество модификаций, хотя изменения и не касались механической части силовой установки. Меняться могли способы крепления мотора в зависимости от конкретной модели. Определяющую роль играл тип используемой коробки переключения передач. Часть автомобилей выпускалась с неразборными топливными фильтрами. Применяемая турбина могла обладать свойством изменять геометрию, или же не обладать ею. Перечень модификаций мотора F9Q в виде таблицы.

МодификацияМощность
л.с.
Крутящий момент
Н*м
Степень
сжатия
Годы
выпуска
Модели
650120300192001-2005Рено Лагуна 2
66492230192001-2005Рено Лагуна 2 (X74)
670120300192001-2005Лагуна 2 (BG0/1…), Грандтур (KG0/1…)
6741102602021-03-18 00:00:002005-2007Лагуна 2 (X74), Грандтур (KG0/1…)
6801202702021-03-18 00:00:002002-2006Эспейс 4
710982002021-03-18 00:00:001998-2001Лагуна 1 (X56), Грандтур (KG0/1…)
716982002021-03-18 00:00:001998-2001Лагуна 1 (B56), Грандтур (K56)
717982002021-03-18 00:00:001998-2001Лагуна 1 (X56), Грандтур (K56)
7181072502021-03-18 00:00:001998-2001Лагуна 1 (X56), Грандтур (K56)
722981902021-03-18 00:00:001996-2002Эспейс 3 (JE0)
730982002021-03-18 00:00:001996-2002Сценик 1 (JA), Меган 1
731982002021-03-18 00:00:001997-2003Сценик 1 (JA), Меган 1
732102200191999-2003Сценик 1 (JA), Коач (DA0/1…)
733102200191999-2003Сценик 1 (JA), Меган 1
734982002021-03-18 00:00:001997-2003Меган 1, Сценик (JA0/1_)
736982002021-03-18 00:00:001997-2003Меган 1, Сценик (JA0/1_)
738102200191999-2003Меган 1
740102200191999-2003Сценик (JA0/1)
744801602021-03-18 00:00:002001-2003Сценик 1 (JA), Меган 1
750120300192001-2005Лагуна 2 (X74), Грандтур
754101-107200192001-2005Лагуна 2 (X74)
758110-1303002021-03-18 00:00:002005-2007Лагуна 2 (X74)
7591303002021-03-18 00:00:002005-2007Лагуна 2 (BG0/1…)
760101240192001-2006Трафик 2, Ниссан Примастар (X83)
76282190192001-2006Трафик 2 (JL, FL, TL)
770801902021-03-18 00:00:002000-2003Мастер 2 (JD, FD)
772821902021-03-18 00:00:002000-2003Мастер 2, Опель Мовано (J9, F9)
77480180192000-2003Мастер 2 (JD, FD)
780801602021-03-18 00:00:002000-Кангу 1, (Рапид FC0/1), Клио 2
78280-841602021-03-18 00:00:002000-2001Клио 2 (SB0/1/2…)
79084180192003-2007Кангу 1 Рапид (FC0/1)
8001203002021-03-18 00:00:002003-2009Меган 2 Грандтур
803130300172006-2009Меган 2, Гранд Сценик
8041102602021-03-18 00:00:002003-2006Сценик 2, Гранд Сценик 1
808902302021-03-18 00:00:002002-2005Меган 2 (BM0/1, CM0/1)
8121203002021-03-18 00:00:002003-2006Сценик 2, Гранд Сценик 2 (JM0/1)
8161313002021-03-18 00:00:002005-2009Меган 2, Сценик 2 (JM0/1)
8181313002021-03-18 00:00:002006-2009Сценик 2, Гранд Сценик 1
8201202702021-03-18 00:00:002002-2006Эспейс 4
8261202702021-03-18 00:00:002002-2006Эспейс 4 (JK)
87013130015.2-16.62008-2014Меган 3, Сценик 3
87213130016,6-172008-20014Меган 3, Гранд Сценик 3

Технические особенности двигателя F9Q

Двигатель Рено F9Q сменил своего предшественника с аналогичным объемом и маркировкой F8Q. Головка блока цилиндров выполнена из алюминия, предусмотрен один распределительный вал (технология SOHC). Форсажных камер на данных двигателях нет, предусмотрен прямой впрыск топлива. Восемь клапанов (по два на каждый цилиндр) отличаются друг от друга диаметром – впускные 35,3 мм, выпускные 32,6 мм. Гидрокомпенсаторы здесь не предусмотрены, поэтому требуется регулировка (приблизительно каждые 50 тысяч км пробега).

dvigatel-renault-f9q

Автомобили с двигателем 1.9 dci F9Q первых версий оснащались турбиной с интеркулером, отдача составляла 98 л.с. После установки модернизированной топливной системы с насосом высокого давления Bosch отдача авто подросла до 120 л.с. Еще более мощная версия получила турбину с изменяемой геометрией. На автомобилях марки Renault рассматриваемый двигатель перестал ставиться с 2012 года. Его сменили силовые агрегаты K9K и R9M.

Обслуживание

Мотор F9Q при должном обслуживании демонстрирует высокую надежность. Согласно регламенту маслосервис необходим при прохождении 15 тыс. км. Масло в ДВС заливается 5w-30 или 5w-40. Объем системы смазки равен 5,5 л. Ресурс ГРМ ременного типа составляет 60 тысяч (заявлен производителем), на деле замена может потребоваться при большем пробеге (80000). Рисковать и затягивать с заменой не стоит, поскольку при обрыве ремня загибает клапаны, что требует серьезного ремонта.

Антифриз в системе охлаждения полностью меняется при прохождении отметки в 90 тыс. км., свечи накала требуют замены примерно в то же время. Воздушный фильтр следует обновлять через каждые 15000 км, топливный фильтр – каждые 60000 км. Регулировка клапанов предполагает подбор толкателей через каждые 100 тысяч км пробега.

Полный регламент ТО Рено Меган 3

Масло для двигателя Рено F9Q

Мотор в некоторых версиях оснащен сажевым фильтром, поэтому смазку следует подбирать тщательно. Рекомендуется использовать малозольные масла с допуском RN 700. Подходящая смазка для ДВС рассматриваемого типа – ELF Evolution 900 SXR 5W-40 (идет под артикулом 194877).

elf_evolution_900_sxr_5w40_5l
ELF Evolution 900 SXR 5W-40 194877

Еще один вариант – ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30 (каталожный номер 194908). Допускается использование следующих разновидностей масел:

4043147
Масло ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30 194908
  • Shell Helix НХ8 Synthetic 5W-30;
  • Neste City Pro LL 5W-30;
  • Valvoline Synpower 5W-30.

Двигатель Рено F9Q с удаленным сажевым фильтром требует иной смазки. Допуск здесь таков: ACEA A3/B4.

Недостатки, слабые места, надежность

фото1

Дизель Рено не подводит и радует надежностью. Однако проблемы F9Q все-таки есть, поэтому стоит знать об уязвимых местах агрегата.

Пропала тяга на 1.9 dci

На моторе F9Q может пропадать тяга. На приборной панели при этом загорается «CHECK». Такая картина наблюдается при поломке расходомера. Аналогичная ситуация наблюдается при сбоях с наддувом турбины. Правильная работа турбины регулируется электромагнитным клапаном, который периодически требует регулировки.

Вкладыши

Двигатель 1.9 Рено F9Q до 2007 года имел характерный минус в виде быстрого износа шатунного вкладыша в первом цилиндре. После установки более надежных деталей проблема была решена. При покупке контрактного двигателя или автомобиля на вторичном рынке рекомендуется провести ревизию этой детали. Лучше заменить вкладыши вкупе с масляным насосом, и тогда мотор прослужит еще 100 тыс. км.

F9Q плохо запускается

Двигатель 1.9 dci Рено демонстрирует проблемы с запуском, если загрязнены контакты датчика распределительного вала. Также может быть повреждена проводка, идущая к датчику. Плохой пуск бывает связан с поломкой регулятора давления. Изношенные форсунки и ТНВД – еще одна причина сложностей с запуском дизельного мотора.

Проблемы масляного насоса

Мотор F9Q не отличается повышенным ресурсом масляного насоса. Износ наблюдается прежде всего между корпусом и валом. В такой ситуации часть масла возвращается в поддон картера, производительность снижается. При попадании стружки от изношенных вкладышей начинают страдать шестерни. Проблема плохо работающего насоса состоит в том, что страдают все узлы трения двигателя, в результате чего снижается его ресурс. На приборной панели сигнализирующая лампочка загорается, когда давление заметно снизится (до 0,5 бар). А если редукционный клапан заклинивает в закрытом положении, то пуск мотора может привести к прорыву масла через масляный фильтр.

Смазка во впуске

фото2

Владельцы автомобилей Рено с дизельным двигателем могут обнаружить во впускном коллекторе следы смазки. Причина заключается в том, маслоотделитель плохо справляется с задачей сепарации смазки и газов. Решением проблемы становится установка дополнительного маслоотделителя на мотор 1.9 dci. Врезка осуществляется между воздушным фильтром и заглушкой глушения.

EGR 1.9 dci

1522681857_55441
Клапан EGR

На моторах F9Q установлен клапан, отвечающий за рециркуляцию отработанных газов. Наличие сажи и отложений смазки со временем приводит к заклиниванию клапана EGR, что влечет за собой понижение отдачи, повышение расхода топлива, трудности пуска. При установке клапана требуется его инициализация, в противном случае «мозги» автомобиля будут считать, что на нем стоит старый клапан.

На морозе замерзает сапун

сапун
Замерзший сапун

Неудачное конструктивное решение производителей ДВС 1.9 dci по расположению сапуна приводит к тому, что при заморозках скопившийся конденсат замерзает и перекрывает его. В результате масло идет к турбине и при избытке смазки во впускном коллекторе начинается подсасывание в цилиндры. В итоге дизельный двигатель F9Q может пойти в разнос с неконтролируемым повышением оборотов.

Турбина F9Q

турбина

Ресурс турбины 1.9 dci Рено напрямую зависит от эксплуатации автомобиля. Редкая замена воздушного фильтра, переход на дешевое минеральное масло приводят к износу крыльчатки, подшипников и вала турбины. Масляное голодание также сокращает ресурс узла. Выявить проблему на моторе можно путем дефектовки. Посинение на валу укажут на недостаточную работу масляного насоса. Поэтому замена турбины на двигателе без обращения внимания на насос может привести к той же проблеме за короткий срок.

Топливная аппаратура

Двигатель F9Q оснащается топливной аппаратурой Common Rail от Bosch, которая зарекомендовала себя. Проблемы тем не менее случаются. Например, выходит из строя насос подкачки или реле, отвечающее за его работу. Насос должен издавать характерный жужжащий звук при пуске силового агрегата. При заправке некачественным топливом засоряется сетка в топливозаборнике, расположенном в баке.

Насос высокого давления

фото3

ТНВД на дизельных моторах Рено при больших пробегах начинает подтекать. Требуется замена уплотнительных колец (ремкомплект F01M101455). Регулятор давления со временем засоряется, что сказывается на стабильной работе двигателя F9Q. При разборе рабочего узла регулятор можно почистить или установить новую деталь.

рем
ремкомплект F01M101455

Форсунки

На двигателях 1.9 dci стоят форсунки с повышенным ресурсом. Использование топлива плохого качества сказывается на их ресурсе. Чрезмерный заброс дизельного топлива приводит к смешению масла и солярки, а также к прогоранию поршней.

Отзывы

Уважаемые Читатели, оставьте отзыв, оценку мотору F9Q в комментариях.

Спасибо.

Тюнинг

Чип-тюнинг F9Q предполагает перепрошивку. В зависимости от стоящего мотора получаются разные «прибавки» мощности. Лучше всего чипуются силовые агрегаты на 120-130 л.с. В результате с ДВС можно получить отдачу в 150-160 л.с. Многое зависит от установленной турбины.

Обзор Рено Меган дизель 2 и 3 поколений

На какие автомобили устанавливался

Двигатель 1.9 dci от компании Рено устанавливался на следующие автомобили:

  • Митцубиси Каризма 1 (DA), Спейс Стар 1 (DG);
каризма
Митцубиси Каризма
  • Ниссан Интерстар X70, Примастар X83, Примера P12;
nissan_interstar_945152
Ниссан Интерстар X70
  • Опель Виваро А;
  • Рено Эспейс 4, Кангу 1, Лагуна 1 и 2, Мастер 2, Меган 1, 2 и 3, Сценик 1, 2 и 3, Трафик 2;
  • Сузуки Гранд Витара 2 (JT);
  • Вольво S40, V40.
2008-2011_Volvo_S40_--_03-21-2012_2
Вольво S40

Обзоры на другие двигатели

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Autonissancar.ru
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Двигатель Renault 1.9 DCI — F9Q был на моей старой машине, Опель Виваро. В целом доволен его работой и серьезных проблем не было.

    Ответить
  2. Владислав

    Ранее даже не смотрел в сторону автомобилей от автоконцерна Рено-Ниссан-Мицубиси, однако , когда я стал владельцем Лагуны 2, моя категоричная позиция изменилась, изюминкой является именно «сердце» автомобиля, старый, но при этом очень надёжный дизель F9Q 750 действительно впечатляет, он тяговит, экономичен и, повторюсь, надежен, не откладывайте ТО автомобиля на потом, иначе могут возникнуть проблемы с топливной системой и турбиной.

    Ответить
  3. Никита

    Согласен с описанным в статье двигатель F9Q хороший аппарат, который стоит своих денег.

    Ответить
  4. Ваня

    Двигатель F9Q был и на моей старой машине. Согласен с написанным в статье полностью. Шикарный аппарат.

    Ответить
  5. Федор

    F9Q — отличный двигатель. Никогда проблем с ним не было. Меняю масло каждые 20 тыс. пробега. Лью синтетику Шелл.

    Ответить
  6. Александр

    У меня Рено Эспейс 4 dci 1.9 2003 год, езжу с 2010 г,хорошая машина.Спасибо вам за статью эту о двигателе,очень полезно и понятно,продолжайте писать,людям это необходимо.

    Ответить