Узел призванный понизить вредность выхлопных газов — катализатор Рено Меган 2. Каталитические нейтрализаторы давно устанавливаются в автомобили, в идеальных условиях они способны служить условно вечно. Но в реальности катализатор Megane 2 пробегу в 150 тыс. может выйти из строя. Расскажем, как понять, что нейтрализатор не исправен, и что с этим делать.
Выхлопная система Рено Меган 2: катализатор
Выхлопная система Renault Megane 2 — узел, который представляет собой единый механизм, состоящий из нескольких отдельных деталей. При их замене трубу выхлопа придется разрезать, используя специальные маркеры расположенные между двумя глушителями (основным и дополнительным) катализатором Меган 2 и вспомогательным глушителем. Для соединения новых элементов системы нужно купить обжимные муфты.
Отработанные газы из цилиндров мотора выводятся через выпускной коллектор, затем каталитический нейтрализатор Меган 2, вспомогательный и основной глушители. В процессе работы катализатор сильно нагревается от выхлопных газов, поэтому для предотвращения нагрева кузова Megane 2, над всеми элементами выхлопного устройства установлены термостойкие экраны. Детали выхлопа крепятся к кузову в подвешенном состоянии при помощи резиновых подушек.
Система выхлопа Megane II не нуждается в особом уходе. Обычно при обслуживании проверяют надежность соединений и обтягивают крепежные болты. Если при осмотре обнаружились какие-либо повреждения (коррозия, прогорание) одной или нескольких деталей Меган 2, их стоит заменить.
Если при работе двигателя наблюдается сильный шум, стоит проверить герметичность системы. Чтобы определить утечку, необходимо завести Меган 2 и провести рукой в области предполагаемой утечки, почувствуете движение выхлопных газов.
Замену или ремонт деталей рекомендуется выполнять после остывания. Если ремонт выполняется в гараже, то следует открыть ворота, чтобы не надышаться ядовитых выхлопных газов после запуска двигателя Рено Меган 2.
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Катализатор Рено Меган 2 предназначен для дожигания вредоносных соединений, присутствующих в составе выхлопных газов. При сгорании топлива в цилиндрах Megane II образуются углеводородные соединения и азотные окиси, которые представляют вред для окружающей среды.
Основной функцией катализатора является превращение ядовитых соединений в экологически безопасные вещества. Работа каталитического нейтрализатора Megane 2 направлена на окислительно-восстановительные процессы, при которых вредоносные соединения распадаются на безопасные для атмосферы соединения: азот, воду и углекислоту. В последних моделях Рено Меган применяют катализаторы трехступенчатого типа.
Работа нейтрализатора организована независимо от других узлов Megane 2. Все благодаря активному покрытию, рабочая температура которого позволяет осуществлять нужные химические реакции.
Эффективная работа катализатора возможна после его прогрева до рабочей температуры. Его работа контролируется специальными кислородными датчиками – лямбда-зондами, встроенными до и после каталитического нейтрализатора. Они передают сведение о состоянии выхлопа и объема содержащегося в нем кислорода ЭБУ. При необходимости регулировки, ЭБУ Меган 2 подает соответствующий сигнал.
Принцип действия катализатора Рено Меган 2 не так сложен, как кажется и основывается на активации химических реакций в следующем порядке:
- За активацию окислительных процессов отвечают специальные соты, расположенные на входе катализатора Megane 2. Их внутренняя часть покрыта драгметаллами, которые способствуют разложению окисей азота на частицы кислорода и азота. Последний в свою очередь формирует устойчивые молекулы, а кислород взаимодействуя с угарным газом образует двуокись углерода.
- На следующем этапе катализатор Меган 2 расщепляет углеводородные соединения, которые вступая в реакцию с остатками кислорода образуют воду и углекислоту.
- Со временем, вещества проходящие через катализатор Megane 2 накапливаются в сотах, что приводит к снижению эффективности его работы.
Меняем свечи на Меган 2, не пренебрегайте этой простой операцией
Признаки неисправности
Главным симптомом поломки КН Рено Меган 2 — падение мощности мотора и явное ухудшение динамики авто. Чаще всего это заметно, когда машина слабо набирает разгон и при этом снижается ее максимальная скорость.
Также о неисправности катализатора Megane 2 могут говорить следующие признаки:
- Независимо от прогрева двигателя, Megane 2 трогается хуже обычного.
- Отказ двигателя при критическом засорении.
- Наличие неприятного запаха протухшего яйца (сероводорода) из выхлопной трубы.
- Произвольное снижение и увеличение оборотов мотора.
- Неполадки каталитического нейтрализатора могут отображаться на приборной панели, при загорании сигнализатора Check Engine. Ошибка DF 394 – функциональный отказ катализатора. Таким образом бортовой компьютер Megane II фиксирует его поломку.
- Световой индикатор приборной панели Рено Меган 2 загорается при резком выходе из строя катализатора, обрыва проводки или разрушения активного элемента. При постепенном засоре она не срабатывает.
Диагностика
Содержание ядовитых соединений в выхлопе неисправного катализатора Рено Меган 2 существенно превышает их объем в полностью исправном авто. Благодаря этому, можно диагностировать поломку, замерив процент содержания вредоносных соединений. Данный способ рекомендуют совмещать с проверкой противодавления (при забитых сотах увеличивается сопротивление, а соответственно увеличивается давление) перед КН. Для этого измеряют обратное давление отработанных газов, что позволяет установить потребность смены или удаления катализатора Megane 2.
Чтобы измерить противодавление, потребуется манометр с большей точностью (до 1 кг/см3 подойдет) и резиновый шланг в роли переходника.
Для проведения процедуры придется задействовать помощника. Последовательность действий следующая:
- Выкручиваем датчик стоящий перед катализатором, а на его место вставляем измерительный переходник с измерительным прибором.
- Далее заводим двигатель Megane II и следим за показаниями манометра. В это время напарник увеличивает обороты до 3000, затем до 5000 с интервалом 5-7 секунд.
- Если в какой-то области оборотов давление превысит 0,35-0,5 кг/см3, то катализатор неисправен.
Для точности совмещаем два способа таким образом:
- Откручиваем тот же датчик, что и первом случае, а вместо него подсоединяем штуцер.
- К штуцеру подсоединяем тормозной шланг с накидными болтами длиной 30-50 см.
- На край одеваем резиновый шланг и просовываем в салон.
- С другого конца подключаем манометр и приглядываем, чтобы шланг не касался системы выхлопа.
Обратное давление замеряют при разгоне авто с открытым дросселем. Далее фиксируют показания прибора при повышении оборотности движка в момент разгона. Показатели ОД при разных оборотах записываются. Если они при любом количестве оборотов больше 0,35 кг/см3, катализатор забит. Если при разборке обнаружились существенные дефекты, значит его нужно заменить или удалить (если замена нецелесообразна).
Самый точный метод проверки каталитического нейтрализатора визуальный. Но в Мегане выхлопная система цельная, поэтому такой способ диагностики можно провести только при наличии эндоскопа, который вставляется в отверстия лямбда-зондов.
Артикулы
153-34 – артикул вставки от коллектора до катализатора Меган 2 компании Stinger Auto. Можно и без нее, но тогда сварочных работ придется сделать на много больше.
Каталожный номер пламегасителя для Megane 2 — 120-380-54 Fortluft.
Еще понадобятся фланцы, прокладки с болтами и герметик для выпускных систем
Замена катализатора Рено Меган 2
Для замены катализатора Рено Меган 2 потребуется торцевая головка на 10 с удлинителем, болгарка и штангенциркуль. Процедура предусматривает следующий порядок:
- Замеряем промежуток между отметками на трубе выхлопной системы после катализатора Меган 2 (должно быть 8 см).
- Посередине между рисками наносим метку маркером или мелком.
- При помощи болгарки отпиливаем трубу по нанесенной метке и шлифуем края.
- Откручиваем крепежные болты соединения трубы и выпускного коллектора.
- Вытаскиваем болты с пружинами и разъединяем патрубок.
- Устанавливаем детали устройства выпуска Megane 2 в обратной последовательности и соединяем при помощи обжимных муфт.
В этом описании из книги не упомянуты многие трудоемкие и сложные этапы работы:
- Открутить элемент выхлопной системы Megane 2 от каталитического нейтрализатора может быть очень нелегко. Болты из-за температуры и коррозии, наверняка, здорово прикипели.
- Если меняете катализатор на пламегаситель, то нужно будет поставить обманку второго лямбда-зонда или перепрошить Меган 2 на ЕВРО-2.
- Собрать конструкцию из переходной вставки пламегасителя и подсоединить это к основному глушителю не всегда просто. Запаситесь прокладками для выхлопа, фланцами и герметиком.
Конечно, можно доверить работу автосервису.