Бесперебойная работа электроприборов Солярис напрямую зависит от состояния генератора. Отдельные неисправности можно устранить самостоятельно. Рассмотрим, как снять генератор Хендай Солярис 1 и 2 поколения, как проверить и заменить элементы источника тока Solaris.
Загрузка ...
Особенности конструкции
На Солярис используется генератор правого вращения (по отношению к стороне с приводом) трехфазной модификации переменного тока. В устройство встроен диодный мост и электронный регулятор напряжения.
Статор установлен в крышках, стянутых четырьмя болтами. В крышках смонтированы подшипники, обеспечивающие вращение ротора. Напряжение на обмотку ротора (возбуждения) подводится через щеточно-контактный аппарат. Формируемое магнитное поле на роторе, индуцирует трехфазный переменный ток в статорной катушке. Он преобразуется в постоянный выпрямительным блочком, зафиксированным к задней крышке генератора. Питание для возбуждения электромашины подается от АКБ через замок зажигания и регулятор напряжения (вывод «L»).
На приборной доске предусмотрен индикатор разряда аккумулятора, позволяющий отследить правильность работы генератора. В момент включения зажигания индикатор загорается, после пуска силового агрегата тухнет. Яркое или в пол накала свечение индикатора при работающем ДВС свидетельствует о неисправности. Для устранения потребуется снять и провести диагностику генератора.
Родной генератор Солярис ходит от 170 до 300 тыс. км до замены регулятора напряжения (щеток). Такой разброс обоснован разными условиями эксплуатации.
Проверка
Для контроля функционирования генератора Солярис без демонтажа доступна методика оценки напражения на клеммах АКБ. Она реализуется по следующей схеме:
- Мотор глушится и отключаются все потребители электроэнергии.
- Подготавливается мультиметр, выставляя устройство в режим измерения постоянного напряжения.
- Контактные ножки измерителя присоединяются к соответствующим выводам АКБ. При фиксации напряжения 12.5-12.7 В, можно все нормально. Так проводится простейшая проверка аккумуляторной батареи.
- Заводится силовой агрегат Хендай Солярис. Выдержав паузу в пару секунд, производится повторный замер напряжения на АКБ. Нормальным считаются значения 14,2-14.5 В на холостых оборотах.
- Увеличивается нагрузка на генератор посредством включения электрических приборов (свет, отопительный комплекс, подогрев зеркал, стекол и так далее). Напряжение на аккумуляторе должно удерживаться на уровне 13,8-14.2 В.
- При понижении напряжения на АКБ до 13.5 В под нагрузкой потребуется дальнейшая диагностика генератора. Для проведения операций понадобится снять электромашину.
- Если же при работающем двигателей напряжение на клеммах АКБ более 14,7 В, то генератор также нуждается в диагностике.
Проверка АКБ и генератора | |
---|---|
Условия замера | Выдаваемое напряжение |
Двигатель заглушен | 12,5-12,7 |
Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин | 13,8-14,6 |
Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы) | 13,6-13,8 |
Возможные неисправности генератора | |
---|---|
Причины неисправности | Способы устранения |
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда АКБ | |
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализатором | Устраните обрыв |
Сигнализатор разряда АКБ не гаснет после пуска двигателя | |
Слабое натяжения ремня привода генератора, неисправен автоматический натяжитель ремня генератора | Замените ремень, замените автоматический натяжитель ремня генератора |
Неисправен генератор (изношены щетки, неплотно прилегают к контактным кольцам, сгорела обмотка возбуждения генератора, неисправен выпрямительный блок или регулятор напряжения | Замените или отремонтируйте генератор |
Замыкание на "массу" провода между генератором и сигнализатором | Изолируйте провод |
Генератор не обеспечивает заряд аккумуляторной батареи | |
Окисление клемм АКБ | Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы батареи техническим вазелином |
Неисправна АКБ | Замените аккумуляторную батарею |
Слабое натяжение ремня привода генератора | Замените, натяните, замените натяжитель ремня привода генератора |
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
Аккумуляторная батарея перезаряжается | |
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блок | Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок |
Повышенное падение напряжения в цепи генератор-АКБ | Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с "массой" |
Артикулы
373002B910 — артикул генератора для Солярис 2 с мотором 1,6.
Как снять генератор Солярис
Процесс съема генератора с Хендай Солярис зависит от поколения и силового агрегата. Подробно рассмотрим, как снять генератор с Солярис первого и второго поколения.
1-е поколение моторы 1,4 и 1,6
На моделях Солярис первого поколения демонтаж генератора проводится идентично, независимо от модификации ДВС. Для проведения работ понадобится торцевая головка на четырнадцать с удлинителем, ключи на двенадцать и четырнадцать.
Рассмотрим, как снять генератор на Хендай Солярис 1 с силовыми агрегатами 1.4 и 1.6:
- Скидывается минусовая клемма с вывода АКБ.
- Ключом влево прокручивается натяжной ролик, ослабляя и снимая приводной ремень со шкива электрической машины.
- Отжимаются фиксаторы, отключается фишка питания от генератора.
- Открепляется держатель в сборе с проводниками от генератора.
- Стягивается защитный колпачок с выводного контакта генератора, окручивается фиксирующая гайка и снимается наконечник силового проводника.
- Выкручивается и вытаскивается болт фиксации генератора снизу.
- Выкручивается и извлекается фиксирующий болт вверху генератора к кронштейну.
- Электрическая машина полностью демонтируется.
2-е поколение мотор 1,6
Принципиально демонтаж генератора Солярис 2 проходит так, как и на 1 поколении.
Чтобы снять генератор Солярис с ДВС 1.6 необходимо:
- Обесточить бортовую сеть, отключив от минусового вывода АКБ клемму.
- Зажать фиксаторы и отключить питающую фишку от электрической машины.
- Затем нажимается фиксатор и стягивается защитный колпачок с выводного контакта генератора. Ключом на двенадцать скручивается гайка, и скидывается наконечник провода с контактной ножки.
- Ослабляется затяжка фиксирующих болтов вверху и внизу генератора.
- Прокручивается ключом на двенадцать болт натяжения ременного привода, ослабляется и снимается ремень со шкива генератора.
- Полностью извлекается крепежный болт сверху и снизу генератора.
- Производится съем электрической машины.
2-е поколение мотор 1,4
Для демонтажа генератора на Хендай Солярис II с силовым агрегатом 1.4 потребуется выполнить следующие операции:
- Отключается клемма с минусового вывода аккумуляторной батареи.
- Аккуратно поворачивается ключом на шестнадцать натяжной ролик и скидывается ременной привод навесного оборудования.
- Зажимается фиксатор, отключается питающая фишка от электромашины.
- Отверткой поддевается держатель и отсоединяется совместно с проводниками от генератора.
- Зажимается фиксатор и открывается защитный колпачок выводного контакта электрической машины.
- Используя ключ на двенадцать, откручивается гайка и снимается наконечник силового провода с контактной ножки вывода.
- Выкручивается болт крепления генератора сверху, используя ключ на двенадцать.
- Ключом на четырнадцать откручивается болт крепления снизу, и останется снять генератор.
Ремонт
Для самостоятельного ремонта генератора Солярис понадобятся:
- ключи семь, десять и двадцать семь;
- ключ TORX Т50;
- мультиметр;
- отвертка с крестообразным жалом;
- съемник;
- молоток.
Своими силами можно провести замену реле регулятора, подшипников, очистку или смену щеточно-коллекторного аппарата генератора Солярис и другие очевидные проблемы.
Для устранения сложных, специфических проблем (например, обрыв или короткое замыкание в обмотке статора) рекомендуется обратиться за помощью к высококвалифицированным специалистам. Или заменить генератор целиком.
Разборка и замена реле, подшипников, щеток
Последовательность разборки генератора Хендай Солярис и замены отдельных элементов:
- Зафиксировав вал электромашины, откручивается гайка крепления шкива.
- Шкив и дистанционное кольцо стягивается с вала.
- Отмечается маркером расположение торцевых крышек относительно статора. Чтобы гарантировать соосность элементов при сборке.
- Демонтируется пластиковый кожух, окрутив два фиксирующих винта.
- Выкручивается три крепежных болта и снимается щеткодержатель совместно с регулятором напряжения.
- Контролируется свободный ход и высота щеток. При наблюдении подклинивания или высоты менее пяти миллиметров, выполняется замена щеток или щеточного узла в сборе с реле регулятором напряжения генератора Хендай Солярис.
- Откручивается четыре стяжных болта, снимается крышка электромашины спереди.
- Съемником выводится ротор из подшипника в передней крышке.
- По мере необходимости производится смена подшипника в крышке спереди. Первоначально выкручиваются четыре болта и снимается прижимная пластина. Используя оправку соответствующего размера, выбивается подшипник из крышки. При установке нового подшипника, оправка прикладывается к наружному кольцу.
- Оценивается состояние подшипника на валу ротора со стороны контактных колец. При фиксации люфта, переката, подклинивания, механических повреждений защитных колец или подтеков смазочного вещества, подшипник подлежит замене. Старый подшипник демонтируется съемником. Новый элемент устанавливается посредством оправки, соответствующей по размеру внутреннему кольцу. Подшипник устанавливается до момента упора в буртик вала ротора.
Проверка диодного моста, ротора и статора
На данном этапе проверяется состояние электрических элементов генератора. Работы проводятся в следующем порядке:
- Разжимаются контакты и отсоединяются три вывода статорной обмотки от диодного моста.
- Диодный мост снимается совместно с крышкой. Необходимо учитывать, что дальнейшая разборка выпрямительного блочка не предусмотрена. Диоды впрессованы в крышку и приварены к мосту.
- Контролируется целостность катушки возбуждения ротора – на отсутствие обрыва и замыкания на корпус. Проверка ведется мультиметром в режиме замера сопротивления. На обрыв обмотка проверяется посредством присоединения контактных ножек измерителя к кольцам коллектора. Ноль на приборе указывает на целостность, а наличие сопротивления на обрыв обмотки. Для проверки на замыкания на корпус одна контактная ножка мультиметра крепится к корпусу якоря, а вторая поочередно к кольцам коллектора. Нулевые показания свидетельствуют о наличии замыкания, стремление сопротивления к бесконечности – об отсутствии.
- Проверяется целостность статорной обмотки. Контакты мультиметра поочередно присоединяются между всеми выводами статора. Сопротивление должно равняться нулю. Наличие сопротивления указывает на обрыв обмотки. Далее одна контактная ножка крепится к корпусу, а вторая поочередно к выводам статора. Сопротивление должно стремиться к бесконечности. При фиксации нулевых значений, обмотка подлежит замене.
- Контролируется состояние положительных и отрицательных диодов в выпрямительном блочке.
- Черный щуп мультиметра прислоняется к выводу «+» генератора, а красный поочередно к диодным выводам. Положительные диоды исправны при фиксации сопротивления от 700 до 800 Ом.
- Черный щуп измерителя присоединяется к выводу «-» выпрямительного блочка, а красный поочередно к диодным выводам. Отрицательные диоды исправны при стремлении сопротивления к бесконечности.
- Красный щуп мультиметра прислоняется к выводу «-» выпрямительного блочка, а черный поочередно к диодным выводам. Целостность диодов подтвердит наличие сопротивления в диапазоне 700-800 Ом. Нулевое или близкое к нему значение указывает на пробитие диода. Стремление сопротивления к бесконечности (не важно какие цвета контактных ножек мультиметра куда установлены) свидетельствует об обрыве диода. В обоих случаях потребуется замена диодного моста.
Сборка генератора Хендай Солярис ведется в обратной последовательности, учитывая следующие нюансы:
- Для предотвращения повреждения щеток при монтаже щеткодержателя необходимо снять крышечку щеточного узла.
- Монтаж щеткодержателя ведется совместно с реле регулятором.
- На заключительном этапе устанавливается крышечка щеточного узла.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.