Самостоятельное изучение полного привода Мазда СХ-5

Mazda CX-5

Материал про полный привод Мазда СХ-5. Автомобиль Mazda CX-5 как всякий полноценный кроссовер имеет полный привод. Кроссовер заявленный как первая разработка новой линейки Skyactiv, он имеет все системы и механизмы: двигатель, трансмиссию, кузов и шасси, которые носят в названии имя Skyactiv. Почему-то особняком стоит без фирменного лейбла полноприводный механизм. Например, новый технологичный дифференциал заднего моста никто не назвал Skyactiv. И нет никакой маркетинговой рекламы и шумной презентации. Никто не имеет полной информации о полном приводе Mazda CX-5.

Полный привод Мазда СХ-5, что говорит руководство пользователя

Имеем по Мазда СХ-5 техническую информацию следующего плана. В автомобиле модельного ряда CX-5 полноприводная трансмиссия имеет многодисковую муфту, расположенную на оси задних колес, управляемую ЭБУ. При обычном режиме движения характер работы трансмиссии автомобиля переднеприводный, практически вся тяга выдается с коробки на переднюю ось. Включение заднего моста происходит автоматически в случае пробуксовки передних колес. Передачу крутящего момента на заднюю ось рассчитывает электронный блок, который может рассчитывать его количество и подавать максимум 50%.

схема полного привода Мазда CX-5

Полноприводная трансмиссия Мазда CX-5 аналогична такой же на CX-7 и CX-9. Главный ее элемент, многодисковая муфта, расположенная между карданным валом и дифференциалом задней оси, управляется электроникой, раздавая тягу между осями в пропорции 100:0 (автомобиль переднеприводный) и 50:50 (полноприводный).

Элементы полного привода Mazda CX-5

В задней части трансмиссии расположен дифференциал с интегрированной муфтой, получающий крутящий момент посредством карданного вала от дифференциала в передней части трансмиссии. Схема полного привода Мазда СХ-5 выглядит так: передний дифференциал> карданный вал > задний дифференциал.

схема муфты и дифференциала
схема муфты и дифференциала

Какие данные влияют на работу полного привода

Информация получаемая модулем управления полного привода Mazda CX-5 достаточно обширна, поэтому нет одного параметра, которые напрямую влияем на включение полного привода Мазда СХ-5.

БлокДанные
ЭБУ двигателем
(PCM)
скорость и момент
положение педали акселератора
положение педали сцепления (МКПП)
активная передача (МКПП)
активация круиз-контроля
время работы мотора
температура за бортом
Блок управления коробкой
(TCM)
выбранный режим движения
работающая передача
Блок стабилизации
(DSC)
скорость вращения каждого колеса
давление жидкости в тормозной системе
крутящий момент в муфте
Блок усилителя руля
(EPS)
угол поворота колеса
состояние усилителя
Модуль системы i-stop активация стеклоочистителя
Панель приборовактивация стояночного тормоза

Как работает полный привод Мазда СХ-5

Рассмотрим условия, при которых на Mazda CX-5 подключается полный привод, и как работает система.

Когда вращение колес происходит с равной скоростью, производится вращение корпуса муфты. В управляющей муфте в этот момент диски размыкаются. Ведомый диск относительно ведущего неподвижен, они оба совершают вращение совместно с ведомым валом муфты. На задние колеса вращение не передается.

муфта полного привода Mazda CX-5
муфта полного привода

Когда переднеприводные колеса пробуксовывают, то ЭБУ воздействует на соленоид муфты. Магнитное поле притягивает якорь к катушке и сводит в соприкосновение диски, соединяющие ведущий диск с корпусом муфты. Образовавшаяся разница скоростей приводит к проворачиванию ведущего диска, шарики перемещаются и вводят в работу ведомый диск, который включает муфту.

Отключение происходит в обратной последовательности, катушка не получает сигнал, размыкает управляющую муфту, снова происходит проворачивание ведущего диска, шарики встают на свое место, в главной муфте происходит размыкание дисков, происходит отключение.

схема полного привода Mazda CX-5
1 — ведомый диск, 2 — электромагнитная катушка, 3 — шарики, 4 — корпус муфты, 5 — диски муфты, 6 — корпус муфты, 7 — ведущий диск, 8 — якорь, 9 — ведомый вал муфты

Такие процессы происходят во время стабилизации движения, а также при работе АБС и СДС.

Существует способ защиты муфты от поломок при тяжелых нагрузках. Нагрев редукторного масла до высоких температур в пределах 100 ºC муфта выключается сигналом с ЭБУ, включения не будет до того момента, когда температура не опустится до 60 ºC.

Для «блокировки» муфты полного привода выключите систему TCS (кнопка слева от рулевой колонки) и включите первую передачу в ручном режиме коробки.

Нюансы работы (данные из мануала)

В мануале о Мазда СХ-5 дополнительно можно получить информацию как работает система полного привода:

  • При обычном режиме движения: Автомобиль трогается и начинает ускорение, часть тяги перераспределяется на задний привод, что позволяет достичь устойчивого разгона. При вращении всех ведущих колес увеличивается эффективность движения.
  • Во время проезда крутого поворота: При резком изменении направления движения 4WD CM получает информацию, что автомобиль вошел в большой угол поворота, и снимает тягу с задней оси, чтобы не спровоцировать занос.
  • Работа системы DSC: DSC подает сигнал срабатывания ABS, модуль 4WD CM начинает четко контролировать тягу на задней оси для предотвращения негативного воздействия работы ABS. Помимо этого работа DSC заключается в контроле тяги, распределяемой на заднюю ось, чтобы стабилизировать распределение крутящего момента по осям.
  • Контроль безопасности системы: Если наблюдается сильное повышение температуры смазочных материалов в дифференциале задней оси, или когда вращение передних и задних колес не равномерное, то передача тяги на задний привод прекращается для предотвращения выхода из строя полноприводной системы 4WD. Водитель получает сигнал об этом миганием на панели индикатора 4WD.

Полный привод Mazda CX-5 на практике

Полный привод Mazda CX-5 настолько удобная система, что водитель совсем не чувствует изменение режимов ее работы. Для получения достоверных данных надо провести измерительные процедуры с использованием программы FORScan. Конечно эта программа не безупречна, и есть некоторые нюансы, которые она отследить не может, но выдаваемая ею информация вполне корректная. FORScan не даст привязки полученных данных к текущей дорожной обстановке, потому что не имеет интегрированного подключения к системе GPS.

схема блокировки муфты полного приавода Mazda CX-5
синий — процент нажатия педали газа, красный — процент блокировки муфты

В любой ситуации есть выход, поэтому были проведены следующие действия:

  • Контролируются все данные, полученные от модуля 4Х4М автомобиля. Основной из них CUP_SOL (работа электрического магнита муфты, в %): здесь мы получаем информацию о точном взаимодействии модуля и муфты, данные варьируются в пределах 0-100%. При 0% муфта не включена в работу. При 100% муфта замкнута, тяга поступает на заднюю ось, распределение 50:50 на переднюю и заднюю ось.
  • «Привязка» получаемых от CUP_SOL данных к изменениям дорожной обстановки (крутой поворот, быстрое ускорение, сброс скорости и торможение, плохое дорожное покрытие) производится в ручном режиме: водитель управляет машиной, пассажир, «штурман», ведет наблюдение за получаемыми данными и периодически вслух дает комментарии посчитанным параметрам при возникновении дорожных ситуаций, голосовые данные записываются видеорегистратором.
  • По окончании поездки можно не торопясь разобраться, просмотрев информацию видеорегистратора, и выяснить, что вот здесь при повороте тяга была 20%, а вот здесь при быстром старте и разгоне показатель тяги 50%, далее подобным образом можно изучить всю поездку.

датчик температуры

Какой вывод можно сделать на основании данной информации?

Все, что написано «экспертами» в интернете и даже «специалистами» известных сайтов в большинстве своем не более, чем «игры разума». Много описок, несоответствий и неточностей, основанных на не слишком достоверной информации. Самый главный вывод — проведенные на практике измерения показали полное соответствие заявленной информации о работе полного привода в Mazda CX-5 с полученными данными. Инженеры Mazda сделали качественную работу.




В разных дорожных ситуациях

Рассмотрим отдельные ситуации и измерения работы на Mazda CX-5 полного привода:

Передача момента на задний привод не зависит от какого-либо параметра напрямую. Даже снижение скорости может не привести к изменению этой передачи.

полный привод Mazda CX-5 1

Муфта необязательно подключается при трогании с места. Бывает, что при медленном старте должно пройти время, чтобы муфта отреагировала и подала момент на зад. В этом случае подключение полного привода происходит после переключения передачи в коробке.

  1. После старта на пятой секунде автомобиль набирает 28 км/час, переключается скорость, муфта дает распределение 92:8;
  2. На двенадцатой секунде скорость снижается, крутящий момент в момент движения по инерции снижается, муфта все еще замкнута. Она ждет разгона. Но есть вероятность, что это гасится скорость. При снижении скорости в коробке до первой муфта отключилась.

Если кто-то решил, что включение муфты зависит от переключения скорости в коробке, то он ошибается. На первой передаче муфта может включиться и моментально передать на зад практически 50%.

полный привод Mazda CX-5 2

Интересно рассмотреть задержки. Покадрово как при замедленной съемке:

  1. Очень резво даем газ на светофоре. Через 595 миллисекунд получаем информацию от CUP_SOL, что муфта замыкается.
  2. Автомобиль еще не тронулся, скорости нет. Только частота оборотов взлетает с 680 до 1325.
  3. Далее проходит еще 95 миллисекунд (с момента подачи газа 690 миллисекунд), трогаемся. Момент уже распределен 83:17. Тяга пошла.
  4. Разумеется, тяга на заднюю ось растет до 70:30 (скорость уже 10 км/час), а после этого момент начинает снижение и к 40 км/час становится 95:5 и остается таким до 120 км/час.
  5. Момент задержки после подачи газа и старта автомобиля составил 0,75 секунды: не сильно быстро, но стартуем без пробуксовки, ведь тащат все колеса.

Еще одна ситуация: Трогаемся немного на подъем по мокрой траве — скорости почти нет, на задние колеса идет сразу 75:25.

Как работает полный привод Мазда СХ-5 при спокойном движении на 70 км/час, включена четвертая скорость, на тахометре 2500 об/мин: на CUP_SOL преднатяг 16%. Начинаем на обгон через встречную полосу с быстрым возвратом обратно на свою после завершения маневра:

  1. Начинаем обгон по встречке: газ давим полностью, разгоняемся с 82 км/час до 105 км/час на второй, тахометр 5400 об/мин, CUP_SOL — 7-8%;
  2. Возвращаемся на свою полосу очень резко: газ сброс, скорость 101 км/час, КПП на четвертой, 3600 об/мин, а CUP_SOL уже 55%. Передача на зад произошла за 400 миллисекунд. После выезда на свою полосу движения CUP_SOL вернулся на 7-8%;
  3. Главный сигнал в распределении тяги подала скорость поворота руля. Все колеса шли с одинаковой скоростью, АБС не включалась.

Mazda CX-5 в снегу

Поворот пошагово:

  1. Равномерно и прямолинейно движемся по трассе, значение CUP_SOL 7-8%.
  2. Приближение к повороту, сброс газа, CUP_SOL 10-15%.
  3. Гасим скорость тормозами, CUP_SOL 15-20%. Работа муфты напрямую зависит от тормозного усилия. Быстрое торможение — передача на заднюю больше.
  4. Автомобиль заходит в поворот, CUP_SOL 10-15%.
  5. На выходе немного газуем, CUP_SOL 15-20%.
  6. Автомобиль едет по прямой, добавляем газ, CUP_SOL идет вниз до 10%.

При поворотах всегда происходит вспомогательная работа заднего привода. Момент для преднатяга всегда присутствует.

Как работает полный привод Мазда СХ-5 на пересеченной местности, точнее на грунтовке. Дорога неровная, ямки, выбоины. Движение не более 40 км/час. При таких условиях CUP_SOL не меньше 20%, проезд ямок, раскачка CUP_SOL до 58%

Выводы по наблюдениям

Какова будет Мазда СХ-5 на бездорожье? Скорее всего полноценным полноприводным кроссовером. Пока же можем рассказать о ее поведении в городских условиях.

  • Нулевой показатель раздачи тяги по осям можно видеть только на стоячей машине. Когда автомобиль движется, то минимально 5% передается на задний привод. Такая передача происходит постоянно. В летнем режиме на переднем приводе будет минимум 60%. Зимой возможно все изменится.
  • При равномерном прямолинейном движении больше 5% на зад не идет. Перестроения из ряда в ряд тоже особых изменений не вызывают.
  • В начале движения имеем 90:10, постепенно опускается до 92:8. Притормаживаем, включается обратный эффект, изменение с 92:8 до 90:10. Поворачиваем при 90:10. Нагруженное трогание на подъеме или слишком резвый старт — 75:25 или 70:30.
  • Автомобиль постоянно остается переднеприводным с небольшим подключением заднего. 92:8 и 90:10 — стандартное движение в городе. Но автомобиль имеет возможность в моментально задействовать задние колеса 50:50.

Любые резкие изменения движения руля, педали газа и тормозов вызывает передачу момента на заднюю ось. При этом водитель Mazda CX-5 даже не заметит подключение заднего привода, да еще и вряд ли сообразит, что режим движения изменился. Ему за этим следить не нужно. Мигание индикаторов 4WD или DSC происходит тоже не часто. Также не чувствуется работа ABS.

Полный привод СХ-5 не сильно экономит топливо, но на задний привод тяга передается постоянно. Если чуть-чуть, то движение происходит на переднем приводе. Если много, то иногда муфта даже сильно греется. Но такое происходит нечасто. И вся система в целом очень надежна, как и все детали и механизмы Mazda CX-5.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Autonissancar.ru
Добавить комментарий